Меню KDT
МЕНЮ
logo.pub

Блог директора


 

Мектеп формасы

Опрос

Устраивает ли Вас сайт школы?

Голосовать

Погода

Статистика

  • За месяц 767
  • За неделю 151
  • Вчера 9
  • Сегодня 10
  • Онлайн 0
Document

С заботой о детях

Инклюзивное образование

Создание условий для развития инклюзивного образования
в условиях ГУ «Средняя школа №13» города Астаны
Общая характеристика инклюзивного образования в условиях ГУ «Средняя школа №13» г. Астаны

Инклюзивное образование – обучение детей с ограниченными возможностями в развитии в общеобразовательных школах совместно со здоровыми детьми или в специально созданных группах (классах).
В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. В международной практике (ЮНЕСКО) термин "интегрированное образование", описывающий данный процесс, был заменен термином"инклюзивное образование".
В Государственной программе развития образования на 2011-2020 годы одной из целей поставлено обеспечение равного доступа детей к различным программам воспитания и обучения,  равного доступа детей с ограниченными возможностями к образованию.
Если обратиться к статистическим данным, на сегодняшний день:
  • из 5 миллионов детей, проживающих в РК, свыше 150 тыс. детей с ОВР, что составляет 3% от общего количества, из них 48.000 детей дошкольного возраста.
  • В СШ№13 детей с ОВ по состоянию на начало 2013-2014 учебного  года:
- в классах для детей с ЗПР – 75 человек
- обучаются на дому – 5 человек
- обучаются в инклюзивных классах – 8 человек.
 
Сформированность нормативно-правовой базы по вопросам инклюзивного образования в условиях ГУ «Средняя школа №13» г. Астаны
 
Для успешной реализации инклюзивного образования в условиях школы-гимназии сформирована соответствующая нормативно-правовая база, которая включает в себя:
  • Закон РК «Об образовании»
  • Закон РК «О правах ребёнка в Республике Казахстан»
  • Закон РК «О социальной и медико-педагогической и коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями»
  • Закон РК «О специальных социальных услугах»
  • «Об охране здоровья граждан РК»
  • «О браке и семье»
  • «О социальной защите инвалидов в РК» (от 13.04.2005 года № 39-III ЗРК )
  • Стандарт оказания специальных социальных услуг в области образования
  • Методические рекомендации по организации деятельности специальных (коррекционных) организаций образования для детей с ограниченными возможностями ( № 730 от 24.11.2005 года).
  • Постановления правительства РК «О размерах и источниках оказания социальной помощи гражданам в период получения им образования» (17 мая 2000 года № 378)
  • Правила методики аттестации обучающихся (№ 166 от 02.03.2004 года)
  • Правила о порядке ведения централизованного учета детей с ограниченными  возможностями в развитии (№ 470 от 4.10.2007 года)
  • Правила о порядке оказания помощи родителям в обучении детей-инвалидов на дому учебно-воспитательными организациями ( № 974 от 26.11.2004 года)
  • Типовые правила организации деятельности консультационных пунктов для родителей ( № 27 от 28.01.2009 года)
  • Методические рекомендации по организации деятельности психолого-педагогического консилиума в дошкольных,  общеобразовательных и специальных (коррекционных) организациях образования ( № 1457/02-4-2 от 3.11.2006 года)
  • Рекомендации организации интегрированного (инклюзивного) образования детей с ограниченными возможностями в развитии (№ 4-02-4/450 от 16.03.2009 года)
 
Отражение возможности инклюзивного образования в Программе развития ГУ «Средняя школа №13» г. Астаны
 
 
В Программе ГУ «Средняя школа №13» г. Астаны развития на 2011-2015 годы одной из задач является «создание образовательного пространства, способствующего самореализации всех учащихся, в том числе с ограниченными возможностями в развитии». В соответствии с этой задачей определено и  ключевое направление – развитие инклюзивного образования.
Цель:
Создание максимально благоприятных условий для всестороннего развития детей с ОВР, их включённость в образовательный и воспитательный процесс.
Мероприятия по реализации цели:
- учёт и мониторинг детей с ОВР,
-коррекционно-педагогическая поддержка детей с ОВР (социально-психологическая служба, индивидуальный и дифференцированный подход на уроках),
- повышение квалификации педагогов через курсовую переподготовку.
 
Состояние коррекционно-педагогической помощи детям с ОВ. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВ

Коррекционно-педагогическая поддержка осуществляется педагогами на уроках и во внеурочной деятельности в соответствии с диагнозом и рекомендациями ПМПК. В школе работают два психолога Чернуцкая Ольга Викторовна, Настенко Юлия Юрьвна, а также дефектолог.
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВ строится  по направлениям:
  • ·        развитие моторики руки;
  • ·        развитие познавательных процессов (памяти, внимания, воображения, мышления);
  • ·        развитие навыков самоконтроля и саморегуляции;
  • ·        коррекция гиперактивности и синдрома дефицита внимания;
  • ·        коррекция  ситуативной тревожности;
  • ·        коррекция агрессивности,
  • ·        формирование положительного отношения к учёбе.
Виды работы с детьми с ОВ:
- индивидуальные, групповые  беседы-консультации;
- тренинги;
- коррекционно-развивающие игры;
- Рисунотерапия
- Музыкотерапия
- Пластилинотерапия
- Игры
- Тренинговые упражнения
- Просмотр видеоматериалов
  1.      Индивидуальные и групповые  беседы-консультации  проводятся с учетом появившейся проблемы и  возможности помочь ребенку (детям) в межличностном взаимодействии.
  2.      Тренинговые занятия,  рисунотерапия, музыкотерапия, пластилинотерапия, игры проводятся с целью стабилизации эмоционально-волевой сферы: снятия напряжения, страха, повышение уровня стрессоустойчивости, снижения напряжения. Развитие  познавательных процессов.
  3.      Также практикуется просмотр видеоматериалов (мультфильмы,  социальные видеоролики, видеосюжеты, программ, видеозарисовки…..) Видеоматериал способствует коррекции поведения, снятию напряжения, повышению самооценки, выступает, как релаксирующий компонент.
        
Особое внимание уделяется обучающимся с диагнозом ЗПР. Каждое коррекционно-развивающее занятие имеет свою тематику, что позволяет расширить кругозор по определённым темам.
С родителями обучающихся с задержкой психического развития проводятся индивидуальные консультации  1 раз в  учебную четверть. На консультациях родителям  разъясняются:
Причины ЗПР детей;
Особенности  восприятия и усвоения учебного материала;
Особенности выполнения домашнего задания;
Эмоциональное сопровождение ребёнка;
А также проводятся  тренинговые упражнения , помогающие принять ребенка таким какой он есть. Данные упражнения способствуют гармонизации  родительско-детских  отношений.
Также в течении года проводятся индивидуальные консультации с учителями и классными руководителями, на которых разъясняются:
  • Особенности детей ЗПР;
  • Особенности восприятия и усвоения информации;
  • А также даются  индивидуальные рекомендации помогающие повысить мотивацию  к обучению, создать  ситуации успеха, формировать положительное отношение к школе и классному коллективу.
Инструментарий психолога по коррекционно-развивающей работе с детьми  с задержкой психического развития
Информационно-лекционный, практический материал
  • План  работы с обучающимися ЗПР
  • Развивающая программа для сопровождения обучающихся с ЗПР
  • Карты развития обучающихся с диагнозом ЗПР
  • Тетрадь коррекционно-развивающих занятий
  • Тетрадь по психологическому сопровождению детей-инвалидов 



Взаимодействие с городской
ПМПК

         В целях грамотного ведения коррекционно-развивающей деятельности и психолого-педагогической поддержки детей с ОВ  школа  взаимодействует с городской психолого-медико-педагогической комиссией №3. Не реже 1 раза в четверть туда предоставляются списки детей с ОВ, ведётся учёт выбывших и прибывших.
 Работа с родителями.
         Работа с родителями детей с ОВ строится на принципах доверия и полной их включённости в учебно-воспитательный процесс. Систематически проводятся консультации психолога (психологом ведётся тетрадь учёта таких консультаций). Родители многих детей с ОВ являются членами родительского комитета, оказывают активную помощь школе и классу, откликаются на просьбы классного руководителя, принимают активное участие в классных и школьных мероприятиях, помогают классному руководителю в организации внеклассных воспитательных мероприятий.
 
Включённость детей с ОВ в общеобразовательный процесс школы-гимназии №10.
         Все обучающиеся с ограниченными возможностями в развитии активно включены в общеобразовательный и воспитательный процесс школы-гимназии.
Обучающиеся с ОВ активно занимаются спортом, имеют награды на сорвенованих разных уровнях, явялются призёрами творческих конкурсов. 
В целом в средней школе №13 созданы удовлетворительные условия для реализации инклюзивного образования.

Обучающий городской семинар «Система работы школы по организации психолого-педагогического сопровождения учащихся с ЗПР»
 
23 ноября 2013 года в школе прошел обучающий городской семинар «Система работы школы по организации психолого-педагогического сопровождения учащихся с ЗПР».





КГУ "Средняя школа №13" Управления образования г. Астаны 
13.astana-bilim.kz

Разработчик ТОО "BenchMark Consulting. © Все права защищены. 2015 - 2016 год